Требование, безусловно, справедливое, хотя, быть может, и слегка запоздалое. Полное отсутствие в команде собственных воспитанников – это, согласитесь, абсурд. И мина замедленного действия под различные сборные страны. Есть у нас и такие клубы-уникумы – не будем показывать пальцем.
Академия футбола имени Коноплёва – уникальный, по утверждениям его руководителей, учебно-тренировочный центр…
Это хорошо. Но как быть с остальными? Что скажет периферия? Не хочу никого обидеть, но подчас создаётся впечатление, что на всей остальной территории Российской Федерации сегодня функционирует всего одно высшее учебное заведение такого профиля. Исправно функционирует – по уму, по науке. Причём в городе, где высшим дивизионом-то и не пахнет давным-давно. А детско-юношеский футбол на пепелище взрослого футбола, представьте себе, цветёт и пахнет. Нонсенс, скажете вы? А я отвечу: нет.
Когда-то, в начале смутных 1990-х, тольяттинская "Лада" дважды наведывалась в Высшую лигу чемпионата России. После 1996 года больше её в классе сильнейших не видели. Сегодня тёзка автозавода скромно выступает в зоне "Урал-Поволжье" второго дивизиона и большими амбициями не страдает. А буквально под боком у него, в посёлке Приморский, благоухает настоящий футбольный оазис. Академия футбола имени Коноплёва – уникальный, по утверждениям его руководителей, учебно-тренировочный центр, не имеющий аналогов не то что в России – даже в Европе.
На днях трёхлетний контракт с действующим обладателем Кубка УЕФА, донецким "Шахтёром", заключил 18-летний полузащитник Роман Емельянов.
Юрий Коноплёв не был великим футболистом. Но след в футболе оставил, на собственные деньги основав и фактически с нуля построив эту академию. В 2006-м мецената не стало – остановилось сердце. И тогда его детище взяла под опеку Национальная академия футбола. С тех пор молва о необыкновенном учебном заведении распространилась далеко за пределы страны. А самые талантливые и целеустремлённые его воспитанники всё увереннее обживаются во взрослом футболе.
Шестеро приморских "академиков" в 2006 году стали чемпионами Европы среди 17-летних. Трое из них – Игорь Горбатенко, Дмитрий Рыжов и Антон Власов – уже где-то рядом с основными составами столичных грандов ходят: первый – в "Спартаке", двое других в ЦСКА. Неплохие перспективы там же, в армейском клубе, имеет Александр Столяренко. Я уж молчу об Алане Дзагоеве – на сегодняшний день самом успешном выпускнике академии. В его активе уже и два полноценных сезона в Премьер-Лиге значатся (один очень яркий, другой – чуть тусклее), и голы в Лиге чемпионов, и выступления за национальную сборную.
Беда в том, что меценатов, по собственному желанию, а не по принуждению сверху, влюблённых в спорт, в России раз-два и обчёлся.
Думаю, вопрос времени появление юных тольяттинцев и в командах более дальнего зарубежья. Ведь работают ребята по новейшим европейским методикам, регулярно выезжают за границу (только в 2009 году академия выставляла свои команды на турнирах в Бельгии, Испании и Голландии, а самым старшим ребятам выпала возможность провести пару матчей с ровесниками из "Челси"). А заправляет тренировочным процессом в Тольятти многоопытный голландец Луи Кулен – давний знакомец Гуса Хиддинка по "Эйндховену". Заморский специалист вырабатывает общую стратегию, выстраивает тактику, а на практике её реализуют российские наставники. Гости ведь рано или поздно уедут, а они – останутся. Обогащённые полезным опытом. Практичный подход, не правда ли?
Понятно, что создание подобных оазисов в каждом федеральном округе, при каждом клубе – мечта из категории несбыточных. Пока, по крайней мере. Но неужели инвестиции в будущее всего российского футбола – это забота Романа Абрамовича и нескольких таких же неравнодушных к футболу бизнесменов? Состоятельных людей в России намного больше. Беда в том, что меценатов, по собственному желанию, а не по принуждению сверху, влюблённых в спорт, среди них раз-два и обчёлся.